• А
  • А
  • А
IV. Н.Г. Чернышевский в журнале "Современник" (1853 - 1862 гг.)

Годы работы Чернышевского в самом популярном русском журнале первой половины XIX века совпали с подъёмом освободительной борьбы в стране, связанным поражением России в Крымской войне и отменой крепостного права в 1861 г.

  

В первые годы Чернышевский работает в критико-библиографическом отделе и скоро становится его ведущим сотрудником. В экспозиции представлены важнейшие публикации Н.Г. Чернышевского этих лет: программная статья «Об искренности в критике», «Очерки гоголевского периода русской литературы», статьи о ранней прозе Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина, о повести И.С. Тургенева «Ася» (русский человек на «Rendez-vous») и др. В своей литературно-критической деятельности Чернышевский близок Белинскому, утверждая в русской критике решительность, смелость, принципиальность, глубину и злободневность.

  

Материалы этой темы экспонируются на мемориальном письменном столе Н.Г. Чернышевского петербургского периода и в двух витринах – шкафах.
Так  был совершен выбор жизненного пути человеком, который совсем недавно мечтал о карьере ученого. В 1855 г. Н.Г. Чернышевский защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Материалистическое мировоззрение ее автора, устремленность его эстетики к общественной практике сделали Чернышевского одним из самых популярных в демократической среде авторов, осмысливших процессы развития реалистического направления в литературе, живописи, музыке. Эстетика Чернышевского была столь нетрадиционна, что не могла не вызывать полемики, приведшей впоследствии к расколу в редакции «Современника» и уходу из журнала самых талантливых писателей – Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева. Этому способствовали и разногласия, возникшие в обществе в связи с подготовкой и проведением реформ 1861 года.

С 1859 года Н.Г. Чернышевский ведет в журнале раздел «Политика», в котором ежемесячно публикуются его международные обзоры. 
Некоторые публикации и рукописи этих статей представлены в экспозиции в витринах внутреннего периметра.

Обострение всех противоречий общественной жизни России было особенно сильным в годы подготовки и проведения реформы, отменившей крепостное право.
В 1857 – 1860 гг. внимание Чернышевского-публициста сосредоточено на экономических статьях, на анализе экономического положения русского крестьянства. Чернышевский писал о решающей роли народных масс в истории, приводил мысль о необходимости уничтожения крепостного права в России. Большое общественное звучание приобрела в «Современнике» и его сатирическом приложении «Свисток» критика либерально-обличительной литературы с характерным для неё «обсуждением важных вопросов, умалчивающем о существенной стороне их, касающемся только мелочей» (Н.Г. Чернышевский).

В памфлете «Very dangerous!!!» («Очень опасно!!!») Герцен осудил «Современник» за «пустое балагурство» над «неудачными попытками гласности». По мнению Герцена, «Современник» действовал в пользу реакции и мог бы «досвистаться» до правительственных наград. Для объяснения с Герценом в Лондон выехал Чернышевский, но личная их встреча не привела к примирению.
Материалы этой темы расположены в витринах внутреннего периметра зала. Документы о крестьянской реформе и ее последствиях размещены в трех витринах внешнего периметра.
Для многих современников исторические, политические взгляды Чернышевского, его экономические и философские воззрения служили в годы первой революционной ситуации в России основой для выработки революционно-демократической идеологии. Не случайно вокруг журнала «Современник» возникает круг людей, многие из которых впоследствии станут организаторами и руководителями тайного общества «Земля и воля».

Материалы, связанные с деятельностью «Земли и воли», завершают тему и служат переходом к следующему разделу.