\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\"\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\"
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
  • А
  • А
  • А
V. Арест. Петропавловская крепость. Роман "Что делать?"

Материалы темы представляют историю создания и общественный резонанс романа «Что делать?», написанного в заключении, факты следствия по делу Н.Г. Чернышевского.
Время заключения Чернышевского в Алексеевском равелине, тюрьме Петропавловской крепости, начинается со дня ареста 7 июля 1862 г.  и заканчивается 19 мая 1864 г. -  днём гражданской казни.

  

Следствие началось лишь через четыре с половиной месяца после ареста. Не имея серьезных улик против Чернышевского, следственная комиссия затягивала дело, а потом прибегла к прямому подлогу и подкупу свидетелей, дававших ложные показания против Чернышевского. Все два года Чернышевский находился в одиночной камере, разрешение работать он получил лишь через три месяца после ареста, первое свидание с женой состоялось лишь через семь с половиной месяцев. И в камере, и на допросах, и на очных ставках с лжесвидетелем В. Костомаровым Чернышевский проявил выдержку и мужество, желание отстаивать свои права до конца. Он верил в успех и мужество, желание отстаивать свои права до конца. Он верил в успех и правоту своего дела. Он был полон сил и творческих планов. За полтора года написаны «Автобиография», «Рассказы о старом Саратове», «Повести в повести», множество переводов (в том числе «Исповедь» Руссо, отрывки из «Автобиографии» Беранже и «Записок» Сен-Симона). 

За четыре месяца был создан роман «Что делать?» - роман о новых людях, о новых взаимоотношениях, о новом обществе. Материалом для создания образов новых людей послужили результаты наблюдений и размышлений Чернышевского. Среди его знакомых были ученые, публицисты, революционеры, люди, чей облик, привычки, взгляды легли в основу образов новых героев. Немало женщин в России в 1861-1862 гг. не только устремились к высшему образованию, пришли в университет, но и стали активными участницами общественного движения. Среди них были двоюродные сестры Н.Г. Чернышевского – Евгения и Полина Пыпины. Хорошо знал Чернышевский и их подругу А.П. Блюммер, организовавшую в 1859 г. кружок студенток-шестидесятниц; М.А. Бокову-Сеченову и ее мужа П.И. Бокова, бывшего домашним врачом Чернышевских. Наконец, немало автобиографических моментов и черт характера, испытанного условиями одиночного заключения и девятидневной голодовки, помогли Чернышевскому в создании образа первого в русской литературе профессионального революционера Рахметова. (Работа над главой «Особенный человек» шла в те же дни, когда автор вел мужественную борьбу с тюремной администрацией за ускорение хода его дела).

Новизна проблематики романа, необычность жанровой формы, таинственная история его создания и опубликования в трех номерах журнала «Современник» в 1863 г., а затем запрещение этой книги, сохранявшее свою силу до 1905 г. – все это и, конечно, трагическая судьба ее автора вызовут огромный и продолжительный интерес к этому роману.

Практическое воздействие этой книги на современников Чернышевского было беспримерным, но неоднозначным, а нередко в 1860-е годы и просо поверхностным. Примером такого упрощенного восприятия романа вилась деятельность членов московского тайного кружка, избравших тактику индивидуального террора (первое покушение на императора в России – покушение на Александра II и трагическая судьба исполнителя покушения Дмитрия Каракозова). На следствии многие участники этого кружка показали, что свои первые понятия о социализме они почерпнули из книги Чернышевского «Что делать?». Не менее наивными были ставшие многочисленными попытки подражания главной героине романа в способе самостоятельного устройства своей судьбы, а также в создании мастерских на началах ассоциации.

Социалистические идеи романа в 1860-е годы не могли быть практической задачей, а были фактом общественной мысли. Практической задачей они станут позже, в 1870-е гг., в период «действенного народничества» и деятельности народников П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева. Одним из самых пристальных читателей книги Чернышевского станет В.И. Ульянов, который в 17-летнем возрасте, после казни брата А.И. Ульянова, перечитал «Что делать?» несколько раз, желая найти в романе программу своей деятельности.

Среди материалов раздела, представленных в отдельно стоящей витрине, наиболее значительны: мемориальные предметы (книги Н.Г. Чернышевского, с которыми он работал в Петропавловской крепости, табличка с дверей последней квартиры Чернышевского, часы, предположительно переданные ему А.Н. Пыпиным); подлинные фотографии жены, сестер и двоюродного брата А.Н. Пыпина, взявшего на себя после его ареста заботу о содержании семьи Н.Г. Чернышевского; макет Алексеевского равелина, не сохранившегося до настоящего времени.